Храм в честь св. праведного Иоанна Кронштадтского г. Пенза

В поисках Атлантиды

В поисках Атлантиды

 Часть 1.  Как все начиналось

В декабре 2021 года в храме Иоанна Кронштадтского по благословению нашего настоятеля иерея о.Владимира (Докина) начал свою работу кружок знаменного пения.

Знаменный распев -основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи. Исследователи называют знаменный распев  духовной Атлантидой, погрузившая в волны истории свои величайшие богатства около трех веков назад. В последние годы у профессионалов и прихожан  Русской Православной Церкви появляется  интерес к его  изучению и исполнению на богослужениях.

Руководить кружком назначили прихожанку р.Б Ирину, которая не так давно приехала с Дальнего Востока и умеет петь литургию по крюкам. Написали объявление, разместили на стенде и епархиальном сайте. Был некий скепсис, сомневались, откликнется ли кто либо. Однако, к назначенному времени пришли три женщины, которые выразили интерес и желание. Учиться пришлось и расшифровке крюков, и развитию голосового аппарата, и певческих навыков. Энтузиасты этого дела, зачастую имея огромное желание, испытывают страх и неверие в свои возможности. В течение года кто-то уходил, кто-то приходил, радовало, что и профессионалы «партесного» пения интересовались и занимались, стремились расширить свой музыкальный диапазон.

Качественным скачком в развитии кружка явилось появление в коллективе раба Божьего Максима Дегиса, который долгое время непосредственно является единоверческой общины в г.Кузнецке, он обладает высоким уровнем знаний и «полевого» опыта аутентичного знаменного пения, традиций и манер исполнения. В каждой общине свои особенности исполнения, (попевки, манера, мелодии), и это важно учитывать при обучении, мы стремились объединить наши знания и взаимно ими обогатиться.

Самым существенным и важным свойством знаменного распева является его соборность. Едиными устами – единым сердцем. Для того, чтобы петь в знаменном хоре не требуются высокие таланты и певческие данные, хоть это и приветствуются. С простейших мелодий знаменопевцы учатся слышать хор и свой собственный голос, его место в общем строю, следовать мелодии. Параллельно изучая и постигая образы таинственного и загадочного мира знамен.  «Стопица с очком», «голубчик борзый», «двое в челну», «стрела мрачно крыжевая», «стрела громогласная»…и так далее… эти обозначение звукосочетаний — крюки, которые на первый взгляд казались какой-то китайской грамотой, нагревали полушария головного мозга до степени кипения.

Знаменный роспев — это модальное пение, в котором можно выстроить мелодию практически от любой ноты. Но мелодии в нем порой сложные, витиеватые, аритмичные, богатые рисунком. И рисунок этот строился не от головы композитора, а от слов Священного Писания и молитв. Ибо вначале было Слово. Поэтому понимание смысла песнопения является важнейшим актом запоминания мелодии.

За год работы кружка у каждого участника были моменты, когда хотелось все бросить, обуревало ощущение собственной бездарности и безсилия, неспособности к пониманию и развитию. Но дорогу осилит идущий и даже самый малый талант можно пустить в рост. В изучении знаменной традиции не обойтись без упорства и работы над собой, и главное — веры, что у Бога ничего невозможного нет, и если надо, то и камни возопиют.

Практика — это живое участие в богослужениях и поддержка коллег – один из сильных аспектов мотивации и «двигатель прогресса» в этом деле. Ведь мы приходим учиться Божьему делу не для абстрактной самореализации, а для того, чтобы впоследствии реализовывать себя в служении Церкви.

Там русский дух, там Русью пахнет

11 августа 2022 года наш брат во Христе Максим предложил кружковцам поехать в Кузнецкую Единоверческую общину РПЦ на праздник дня рождения святителя Николая, который отмечают в старой традиции. В этот день туда по традиции съезжаются представители многих общин единоверцев со всего Поволжья и Москвы праздновать престол.

Небольшой группкой любопытных паломников мы отправились туда «на практику», чтобы самим побывать на богослужении, которое возглавил митрополит Пензенский и Нижне-Ломовский Серафим. Мы хотели сами прочувствовать: как же молиться старым чином. Несмотря на сильную жару, литургия не показалась нам тогда ни затянутой, ни свехнеобычной. Только все крестятся и кланяются в определенные моменты, которые указывает клирос. Во время службы по храму никто не ходит, свечи не ставит (все заранее), ни прикладывается к иконам. Спокойствие и дисциплина. Клирошане –  мужчины в кафтанах,  женщины в красивых сарафанах и белых платках.

По окончанию богослужения состоялась прекрасная праздничная трапеза, во время которой лучшие знаменопевцы со всей России пели духовные стихи потрясающими своей красотой голосами. Мы окунулись в настоящий русский мир, где бородатые мужчины со светлыми лицами в косоворотках, красивые женщины и девочки в сарафанах и белых платках, все очень органично, просто, живо, все по настоящему…. «там русский дух, там Русью пахнет» …Мы получили потрясающие и незабываемые впечатлении.

Первые практики

2 января в престольный праздник храма Иоанна Крондштадского наш кружок благословили исполнить несколько песнопений знаменным распевом. Несмотря на то, что опыт практический литургический у нас уже был, волнение было велие, ведь служил сам митрополит Серафим. Благосклонная реакция владыки и прихожан на наши старания стало для нас своеобразной экзаменационной оценкой и сильным мотивирующим фактором для дальнейшего изучения древнерусского пения. И последующие события это подтвердили…

Часть вторая

Очередная поездка в Кузнецк.  Машина времени…

12 января 2023 года настоятель единоверческой общины РПЦ г.Кузнецка — отец Варсонофий пригласил наш коллектив принять участие в (традиционном по четвергам) молебне Честному кресту и святителю Николаю. Для этого нам пришлось в кратчайшие сроки разучить ирмоса канона!  Пели мы левым клиросом. Сначала было волнительно, но вовлеченность в молитву помогла сосредоточиться, ведь пели мы не отчетный концерт, а стояли и молились. Все получилось.

По окончании молебна мы были приглашены на трапезу, где состоялось очень теплое общение с пением духовных стихов, рождественских колядок. Отец Варсонофий немного рассказал и об истории общины и судьбах людей связанных с ней, много говорил об очень важных аспектах клиросного служения. Об ответственности, о которой должен знать всякий, кто собирается служить в церкви.  «Проклят всяк, делающий дело Господне с небрежением»  (Иер. 48: 10), напоминают  нам об этом  слова пророка.

После трапезы о.Варсонофий провел очень интересную экскурсию по храму. Она началась с клироса — нам показали богослужебные книги, напечатанные и рукописные, по которым служат до сих пор. Поразила своей красотой рукописная книга середины 19 века богослужебных песнопений, написанных крюками. Книга просто волшебная, перелистывая ее страницы, чувствуешь благоговейный трепет. Нам показали книгу 1628 года, она старше и Кузнецка и Пензы.

Староверы, старообрядцы были очень грамотными людьми, несмотря на то, что им запрещалось учиться в школах, уровень семейного и общинного образования был очень высок – 90% умели читать и писать. Уходя в уединение от мира, они, прежде всего, брали с собой иконы и книги, которые берегли как святыни и передавали по наследству.

Нам рассказали о старинных иконах с удивительной судьбой, которые неисповедимым промыслом оказались в этом храме. Это и древние рукописные царские врата в алтаре, и вышитые девическими руками «родительские» иконы, которыми благословляли на брак. Поразило большое количество икон с частичками мощей многих святых.

От количества полученной интереснейшей информации просто захватывало дух, хотелось как можно больше ее в себя вобрать.

Неожиданным подарком для нас от отца Варсонофия стали – лествицы – уникальные четки для молитв, сделанные из ткани. Нам не только объяснили как ими пользоваться, как вести счет, но и смысл заложенный в их структуру: 9 чинов ангельских , 12 апостолов, 17 ветхозаветных пророков, 33 года жизни Христа на земле, 38 недель носила Христа во чреве Богородица, четыре треугольник – четыре евангелиста, сложение елочкой треугольников – Ветхий и Новый завет.

Очень нам понравилось облачение женщин клирошан. Белые платки с повойниками под булавку, русские свободные сарафаны, в которых комфортно себя чувствуешь на службе, удобно класть поклоны. В дореволюционное время в общинах единобразная одежда на службах (женские сарафаны и кафтаны для мужчин) нивелировали социальное положение – и богаты и бедный практически не отличались между собой – пред Богом все равны. Семьи богатейших семей купцов Морозовых, Рябушинских на богослужениях ничем не отличались от других семей общины.

Воистину единоверческие общины русской православной церкви — соль земли, они не только сохраняют традиции, но сохраняют и свое сердце в вере и благочестии, искренне стремятся к совершенству. «…Будьте совершенны как Отец ваш Небесный» (М.5.48) для этих людей слова Евангелия – и цель, и путь.

В России единоверческие общины организационно подчиняются управляющим епархий Русской Православной Церкви, находятся в единстве с московской патриархией и совсем несправедливо, когда они слышат в свой адрес – раскольники, сектанты, колдуны.

Все это от нашей дремучего невежества в духовных вопросах и вопросах устройства русской православной церкви.

Некоторые различия в обрядах не свидетельствуют об искажении и потери смысла, а наоборот говорит о живой традиции. Может меняться цвет и покрой облачений, но самые древние молитвы, которыми молятся многие христианские церкви и составляющие ядро богослужения – неизменны. Святой Сергий Радонежский молился именно так, как мы бы сейчас назвали — старым чином. Единоверие – это образец древлеправославия на нашей земле, несмотря на различие обрядов – Христос у нас — един.

Совершив наше небольшое паломничество в г.Кузнецк, мы как в машине времени оказались в мире древней Руси, такой далекой и такой близкой, такой скромной и такой сильной, родной и единственной. Русское сердце не может не испытывать чувство глубокой благодарности к нашим единоверцам, сохраняющим великое духовное сокровище нашего народа – веру во Христа.

Автор статьи  Юрина И.Г.

(141)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели