Храм в честь св. праведного Иоанна Кронштадтского г. Пенза

Вопросы священнику

Дорогие братья и сестры!

В этом разделе Вы можете задать интересующие Вас вопросы настоятелю нашего храма.

Если ваш вопрос личный, перед ним напишите: «Личный». Ваш вопрос и ответ на него будут доступны только вам. И поступят только на вашу почту, указанную в форме.

(2047)


38 мнений на “Вопросы священнику

  1. Светлана

    Добрый день! Батюшка, я совсем недавно стала ходить в храм. Как мне правильно приготовиться к исповеди и как правильно покаяться? Спаси Господи.

    1. Иеромонах Петр (Бородулин)

      Добрый день, Светлана. Для новоначальных подготовка к исповеди зачастую становится камнем преткновения. Тут есть две крайности: первая – считать, что ничем таким уж страшным не грешил, жил, как все; и вторая – выписывать все подряд грехи из православных брошюр, например, из пособия «В помощь кающимся». Подобные пособия составлены лишь для того, чтобы человек имел представление о том, что считается грехом в Православии. А при подготовке к исповеди нужно спрашивать себя: что из всего этого я, действительно, совершил? за что мне стыдно? – и каяться именно в этом. Остальные грехи Господь откроет Сам по мере укрепления веры христианина. Тем, кто делает первые шаги в Церковь, будет полезно попросить помощи у священника на исповеди; и батюшка, задавая вопросы, поможет вытащить из души греховные занозы.

      Исповедь подразумевает под собой краткий рассказ кающегося о совершенных им грехах (с их конкретными названиями) с сердечным сокрушением, сожалением о содеянном и твердой решимостью исправиться.
      Исповедь не должна быть холодным, бесчувственным или быстрым (скороговоркой) перечислением грехов, своего рода «отчетом о проделанной работе». Священник должен увидеть, что пришедший на исповедь действительно кается, сожалеет о своих грехах. В то же время на исповеди нельзя притворяться, «играть», изображать покаяние, пытаясь показать священнику то, чего нет на самом деле. Священник сразу почувствует любую фальшь и неестественность. Необходимо помнить, что на исповеди незримо присутствует Сам Бог; Его невозможно обмануть, и от Него невозможно что-то скрыть.
      Если кающемуся нужно получить от священника пространный совет, то просить о нем нужно у священника не во время исповеди, а договариваться с ним (или с каким-либо другим священником) о духовной беседе во внебогослужебное время.
      Распространенная ошибка новоначальных – попытка ходить к батюшке на «открытие помыслов». Зачастую, после прочтения духовной литературы для монашествующих, прихожане начинают примерять на себя «монашеское» делание, исповедуя свои помыслы (особенно блудные) в деталях и подробностях. Для живущих в миру при греховных помыслах считается достаточным назвать лишь категорию последних (осудительные, завистливые, блудные, гневные и т. д.), искренне раскаяться и попросить у Бога прощения. Помоги Вам Господи!

    1. Иеромонах Петр (Бородулин)

      Может. Но не тому, кто, имея возможность прибегнуть к помощи Церкви, пренебрегает ее помощью. Помощью Церкви, Им созданной, и помощью священнослужителей, которых Он наделил властью «вязать и решить».

      «Поисповедовавшись» у Бога, как Вы узнаете о том, что Он простил Вам Ваши грехи? Ведь Ваши чувства могут Вас обмануть. Знать об этом наверняка невозможно. А вот священник, которому дана от Бога власть разрешать от грехов, скажет (если Вы раскаетесь в них): «Властью Его, мне данной, прощаю и разрешаю», – и так и будет, и через священника Сам Бог простит Вам грехи.

      И потом, зачем было Богу создавать Церковь («Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18)) и наделять кого-то властью «вязать и решить», если любому человеку можно было бы без священника, а только лишь обратившись к Нему, исповедоваться, получить прощение грехов и спастись?

      Бог может простить грехи БЕЗ ИСПОВЕДИ у священника, во-первых, если поблизости ни храмов, ни священников не окажется в наличии, либо они будут по каким-то причинам недоступны, то есть, при невозможности прибегнуть к исповеди.

      Во-вторых, грехи могут быть прощены без исповеди при сугубом покаянии: сокрушенном сердечном плаче и покаянных слезах.
      «Сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).

      Но даже в этих случаях человек должен либо находиться в русле Церкви и жить церковной жизнью, либо хотя бы верить, что спасение – в Церкви Христовой, и стремиться в нее, чтобы принести свое покаяние.

      Еще грехи могут быть прощены через стяжание таких добродетелей, как: любовь, смирение, кротость; также терпением обид, напраслин, бесчестия и клеветы; безропотным терпением напастей, скорбей и болезней; обращением людей к истинной вере и от греховной жизни к покаянию; прощением людям, причинившим нам скорби, доставившим неприятности или чем-то согрешившим против нас; милостыней; страданием за Христа и за христианскую веру; пролитием крови, исповедничеством и мученической смертью за Христа; ходатайством за нас молитвенников и угодников Божиих, а также святых и Божией Матери; особой милостью Божией.

      «Кротость покрывает и большие проступки» (Екк.10:4).

      «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
      Блаженны плачущие (греч. πενθοῦντες, скорбящие), ибо они утешатся.
      Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю…
      Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
      Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
      Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
      Блаженны изгнанные за правду (греч. δεδιωγμένοι ἕνεκεν δικαιοσύνης, букв. «подвергшиеся преследованиям из-за праведности»), ибо их есть Царство Небесное.
      Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
      Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5, 3-11).

      «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1Пет.4:8).

      Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иакова 5:19-20).

      Грехи могут быть прощены Богом без исповеди у священника и за неосуждение людей.
      “Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете” (Лк. 6,37).

    1. Иеромонах Петр (Бородулин)

      Рассказывать о своих грехах священнику (или епископу) на исповеди необходимо для того, чтобы они были прощены. Во-первых, сам Господь наш заповедал Своим ученикам-апостолам отпускать людям их прегрешения: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23), а каждый священник является преемником апостольской благодати и, так же, как и апостолы, имеет власть «вязать и разрешать». Во-вторых, изречение своих грехов вслух помогает самому кающемуся преодолеть свою гордыню – главный источник греха, и победить уныние – чувство безнадежности и отчаяния в своем исправлении. К тому же, сама подготовка к исповеди заставляет человека пристально всмотреться в себя и испытать свою совесть. Бог-то, конечно, знает все Ваши грехи, но необходим живой человек, который засвидетельствовал бы Ваше покаяние в грехах; и не просто засвидетельствовал, а ещё имел бы власть их отпустить, и не имел права их разглашать.

    1. Иеромонах Петр (Бородулин)

      Здравствуйте! Непосредственно во время ночных страхований нужно воззвать ко Господу, Божией Матери, Вашему Ангелу-Хранителю, Вашему святому небесному покровителю и всем святым о помощи и заступлении. Можно читать 90-й и 26-й псалмы, молитву Честному Кресту Господню («Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…»), Иисусову молитву, осеняя себя при этом крестным знамением. Можно встать и осенить постель крестным знамением, попить крещенской или обычной святой воды, окропить ею кровать и всю комнату, воскурить в комнате ладан.

  2. Александр

    Добрый день, святой отец. У меня такая ситуация: в церкви бываю раз в
    месяц стабильно. Мне очень часто церковь сниться стала, не знаю, к чему. Еще
    умерший родственник с большим золотым крестом в руках. А в последние дни
    стали сниться злые духи, говорят, что хотят забрать мою душу, а взамен дать
    все, что я захочу. Не спокойно на душе от таких снов. Помогите, очень прошу.

    1. Иеромонах Петр (Бородулин)

      Бегом в церковь! И и не просто там «побывать», а на исповедь и на причастие. Судя по Вашему письму, Вы либо никогда не исповедовались и не причащались, либо делали это очень давно. Благодать Божия в исповеди и причастии прогоняет всякую нечисть. Бог — Ваше прибежище и защита; вот увидите, как с Ним спокойно и мирно. В Церкви Вы сможете спасти свою душу от вечной погибели. А иначе бесы будут приобретать всё большую власть над Вами, и по смерти ввергнут Вашу душу в ад. Помоги Вам Господь.

  3. Елена

    Здравствуйте, Батюшка. Может, мой вопрос покажется странным, но он
    мне уже душу вымотал. Дело в том, что мой муж (он неверующий) работает на
    спецтехнике, и они все, кто на ней работает, сливают солярку, воруют, прямо
    говоря. Он давно этим занимается, и, конечно, грехом это, естественно, не
    считает. Я в его дела особо и не лезла, а потом он как то попросил раз меня
    привезти пустые канистры, потом забрать полные, и теперь это стало почти
    моей обязанностью. Я ужасно этого не хочу, а он и слышать не хочет.
    Попробуй, откажи ему. Говорю, ну раньше делал же ты это и без меня.
    Раньше, говорит, проще было, а теперь следят за этим. Раз исповедовалась в
    этом, батюшка посоветовал отказать ему, а отказать не могу, боюсь, духу не
    хватает, и даже не из-за денег, боюсь скандала. Зарплату не дают уже третий
    месяц, и эти деньги, конечно, выручают, но я прекрасно понимаю, что и без
    них мы бы прожили. А вот мужу сказать об этом боюсь, последует масса угроз
    и оскорблений, вроде «чё ты жрать будешь?» … и т.д. И на исповедь теперь не
    знаю, как идти: и сказать стыдно, и не сказать нельзя. Иногда думаю, может, я
    лишнего себе накручиваю, может, и не так страшно это; а как скажет, ехать
    надо, то совесть мучает, аж до уныния.

    1. Иеромонах Петр (Бородулин)

      Очень жаль, что у Вас «духу не хватает». Я бы, на Вашем месте сам устроил мужу скандал. Вы не отказывать ему должны (потому что в этом случае сами подставите себя под удар), а должны, помолившись и набравшись мужества, изобразить разгневавшуюся до предела супругу: «Да в конце-то концов!!! Сколько я ещё буду таскать домой ворованную солярку!!! (Здесь для пользы дела надо разбить тарелку об пол.) Кого ты из меня сделал? Воровку-хапугу. Мне людям стыдно на глаза показываться. А теперь послушай, что я тебе скажу: либо ты меня больше не заставляешь помогать тебе воровать, либо я ухожу из дома, и живи – как хочешь!!! (Тут могут быть разные варианты, но они, непременно, должны изображать меры самые крайние: разведусь с тобой, уйду жить к матери.) Всю душу ты мне вымотал с этой твоей соляркой!!! Что я есть буду?! Да я лучше буду сидеть на хлебе с водой, чем жить на ворованное!!! Всё, сил моих больше нет: забираю детей (если они есть), вещи и ухожу!!!»
      Хотя, конечно, надо смотреть по ситуации: может быть, Вам этот вариант не подходит. Может быть, надо просто помолиться, попросить Господа, чтобы он дал мужество и твердость, и отказать мужу, положившись на волю Божию. Поговорите со священником. Все у Вас получится. Помоги Вам Господь.

  4. Валентина

    Здравствуйте! На домашней молитве я поминаю большой список имен о здравии и о упокоении. Мне это не составляет труда и я не испытываю при этом никаких особенных
    искушений. Но одна моя сестра во Христе сказала мне, что много имен нельзя поминать, Иначе будут сильные искушения. Батюшка, скажите, за скольких человек можно молиться на домашней молитве, чтобы не было плохих последствий? Валентина.

    1. Иеромонах Петр (Бородулин)

      Здравствуйте. Если, как Вы говорите, Вам не составляет труда поминать большой список имён на молитве и Вы не испытываете при этом никаких особенных искушений, пожалуйста, можете молиться за всех, кто в списке. Бог Вам в помощь. Однако следует понимать, что когда мы молимся за кого-то, мы «вызываем огонь на себя». Враг обязательно будет мстить нам за это: за усердной молитвой о людях обязательно последует искушение, нападение бесов. Бесы восстают на нас, пытаясь, таким образом, «снять процент» с наших добрых дел в свою пользу. Надо это знать и быть готовым к искушениям, и все делать с рассуждением. Нападения могут быть различного характера: гнев и раздражение у самого молящегося, нападки родственников и ближних, ополчение и брань на нас тех, за кого мы молимся, болезни, уныние, внутреннее опустошение, мысленная брань.
      Надо быть всегда готовым отразить удар, поэтому при усердной молитве за других необходимы регулярное причастие и исповедь, участие в Таинствах — всё это дает человеку силы противостоять дьявольским нападкам. Более того, необходимо взять благословение священника на молитву за других — это даст Вам дополнительную крепость и защитит Вас. Если человек ещё не окреп духовно, то 40 имен о здравии и 40 – о упокоении уже достаточно. Желательно, чтобы по поводу количества людей, поминаемых Вами на молитве, Вы посоветовались со священником, который знает Ваше духовное устроение и способен правильно оценить, на что у Вас сил хватит, а на что – нет. Если на Вас посыпятся вышеприведённые напасти (от чего да сохранит Вас Господь), то Вам необходимо побеседовать с Вашим духовником, и, возможно, список имён Вам придётся сократить.

    1. Иеромонах Петр (Бородулин)

      Для начала нужно проверить серьезность своих намерений: не мимолетное ли это увлечение или энтузиазм, которые могут быстро пройти. Стремление к монашеской жизни должно вызревать в человеке на протяжении долгого времени, становиться все более явным, все более сильным. Если Вы еще не начали вести церковную жизнь, то сейчас — самое время начать регулярно исповедоваться и причащаться. Общение с Богом в Таинствах поможет Вам лучше и быстрее понять самого себя, а также то, чего от Вас хочет Бог. Если желание стать монахом возникло у Вас совсем недавно, то лучше не спешить, подождать хотя бы год, а затем проверить, не ослабло ли оно, не охладело ли; и если оно сохранилось, то тогда уже решаться на уход в монастырь.
      А в течение этого года (срок этот, конечно же, условный) хорошо бы Вам побывать в нескольких мужских монастырях, сначала просто паломником. Потом в том монастыре, к которому Вы расположитесь душой, нужно какое-то время пожить и потрудиться во славу Божию — для того, чтобы присмотреться к монастырской жизни, к братии, почувствовать духовную обстановку в монастыре. Если решимость стать монахом со временем в Вас только окрепнет, то Вам необходимо сообщить наместнику монастыря о Вашем желании. А дальше — как Бог благословит. Помоги Вам Господь.

  5. Александра

    Добрый день!­
    Батюшка, у меня вопр­ос. Как попросит Госп­ода помиловать и убра­ть негативное влияние­ и вмешательство в мо­ю жизнь других людей,­ которое по своей при­роде нарушает мою сво­боду воли, так как не­ было дано на это моё­ согласие.

  6. Николай

    Здравствуйте, батюшка! Я являюсь курильщиком с двадцатилетним стажем. Вот уже неделю воздерживаюсь от курения, но время от времени тянет покурить. Если в период отвыкания я буду иногда курить безникотиновые сигареты — это будет являться грехом?

    1. Иеромонах Петр (Бородулин)

      Несмотря на название, никотин все же присутствует в некоторых «безникотиновых» сигаретах, хотя и в минимальных дозах (меньших, чем в обычных «никотиновых» сигаретах). Думаю, что если курильщик курит безникотиновые сигареты с целью бросить курить, то это не будет являться грехом. Наверное, «безникотиновые» сигареты на определенном этапе могут помочь бросить курить, но только при одном условии: курильщик сам должен хотеть бросить курить. Если же происходит просто замена одних сигарет другими, то это вряд ли поможет.
      Не забывайте еще и то, что курение — это страсть. Одной решимости бросить курить может оказаться недостаточно. Человек сам по себе — существо слабое. Может не хватить силы воли. В борьбе с этой страстью (как и со всеми другими страстями) необходимо обращение за помощью к Богу. Необходима Божественная помощь, Божественная сила — благодать Божия. А она приобретается постом, молитвой, чтением Священного Писания (особенно Псалтири и Евангелия), посещением церковных служб, исповедью с сердечным сокрушением, причащением Святых Христовых Таин. Не пренебрегайте также обращением за помощью к святым: можно почитать акафист в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» или молитву преподобному Амвросию Оптинскому об избавлении от страсти курения. Помоги Вам Господь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели