В Великий Четверг Страстной седмицы в богослужении воспоминаются важнейшие события:
— божественное умовение ног Иисусом Своим Ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним
— Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причастия (Евхаристии)
— молитва Спасителя в Гефсиманском саду
— предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.
В канун Великого Четверга в храме в честь праведного св. Иоанна Кронштадтского г. Пензы было совершено богослужение. Традиционно в это время совершаются малое повечерие с трипеснцем Андрея Критского и утреня Великого Четверга.
На утрени читается канон, в тропарях которого последовательно раскрываются ветхозаветные прообразы Тайной вечери, повествуется о самоуничижении Христа, умывшего ноги апостолов, и обличается Иуда, уже решивший предать Христа и, тем не менее, простерший руку к евхаристическому Хлебу.
Особенностью первого часа, присоединяемого к утрене, является чтение паремии из пророка Иеремии. Она содержит жалобу Иеремии на его сограждан — жителей Анафофа, решивших убить пророка, и Божественный ответ о долготерпении и милосердии.
Этот текст считается одним из ветхозаветных пророчеств о Страстях Христовых.
По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии.
Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток.
На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому.
После Тайной вечери Господь вошёл с тремя учениками в сад Гефсиманский, – на гору Елеонскую.
Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам утешение и укрепляет нас.
Могущество молитвы, утешающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером пред Своими страданиями и смертью, и в то же время внушениями скорбящим ученикам: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
А около полуночи пришёл в сад предатель с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин, целованием предавая Спасителя в руки грешников на страдания и смерть.
Утром, в четверг служатся часы, изобразительны, вечерня с Литургией святителя Василия Великого.
Служба Великого Четверга имеет свои особенности: в этот день заготавливаются запасные Святые Дары на весь год;
На Литургии вместо Херувимской песни поется молитва, которую мы обычно читаем перед причащением: «Вечери Твоея тайныя днесь»;
эта же молитва поется вместо причастна Причастен;
в кафедральных соборах в этот день совершается Чин омовения ног;
В Великий Четверг Патриарх совершает Мироварение и освящение мира. Миро используется в Таинстве Миропомазания, которое совершается сразу после Таинства Крещения над всеми православными христианами.
(2)